Наполним музыкой сердца
Цель: знакомство с миром бардовской песни.
Задачи:- показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры;
- показать, что жанр бардовской песни обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.
Оборудование: уютная обстановка, располагающая к душевному разговору между ведущими, бардами и гостями; мягкий свет, свечи, легкая гитарная музыка, плакаты с высказываниями.
Учитель: Здравствуйте! Я рада, что сегодня нам выпала возможность пообщаться, поговорить, послушать и спеть. Разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни, еще ее называют авторской песней.
Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры нашего времени появился в 50-60 годах XX века. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и других, жанр получил имя и право на самостоятельной существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Владимир Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями.
Видеофильм Б. Окуджава (очерк жизни, песня)Ученик 1: Авторская самодеятельная песня – один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках нашей Родины. Самый известный среди них – это Грушинский фестиваль авторской самодеятельной песни, который традиционно проходит в первые, выходные июля в г.Самаре. Фестиваль посвящен памяти геройски погибшего студента Валерия Грушина.
На Урале известен и знаменит Ильменский фестиваль, который традиционно проходит во вторые выходные июня на берегу Ильменского озера г.Миасса.
Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.
Песня «Как здорово!» (стихи и музыка О. Митяева, исполняет весь класс)Ученик 2: Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной.
Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и ее исцелению. Бардовскую песню, и в этом ее особенность, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня.
Ученик 3: Бардовская песня – это язык сердца, души. Исполнитель бардовской песни должен донести до слушателя, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом, ибо не будет контакта на чувственном уровне или он будет ослаблен.
Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего – это песня для души – движения, этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни.
Ученик 4: Вот, что говорил В.Высоцкий в свое время про бардовскую песню: « Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы притесняли его и стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство страдания за людей, близких, вообще за ситуацию.
Песня «Братские могилы» (муз. и сл. В.Высоцкого)Ученик 5: Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни – слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то свое, что трогало бы их душу. Вот что говорил по этому поводу В.Высоцкий: «Над песней работать нужно больше, чем даже над крупным поэтическим произведением. Ее нужно оттачивать так, чтобы она влезала в уши и в душу одновременно. Не отдельно – сначала услышал, потом осознал, а сразу. Потом ее можно взять домой, найти второй план, третий, четвертый, кто как захочет, но в душу она должна сразу входить».
Песня о друге.Ученик 5: Бардовская песня, ее мысль, чувства могут быть усвоены в полной мере таким человеком, у которого ассоциации, вызванные песней, входят в состав его личного опыта. Если он это уже переживал, об этом думал. Восприятие человеком любой информации, в том числе и находящейся в бардовской песне, напрямую зависит от его уровня мировоззрения. Как человек относится к окружающему нас миру, что видит в людях, природе, событиях. Как понимает свою судьбу, свое предназначение, так он и воспринимает бардовскую песню. Одна и та же песня вызывает иногда совершенно полярные мнения, мысли, чувства, ассоциации у людей, ведь все люди разные, с разным багажом жизненного опыта, с разным количеством любви, сострадания, с различным взглядом на проблему добра и зла, цели, смысла и сути человеческой жизни.
Видео В.Высоцкий «Я, конечно, вернусь».Ученик 6: Бард занимается песенным творчеством, как впрочем, и эстрада, рок, романс, народная песня и т.д., но бард должен «пахать глубже», его «творческий плуг» должен идти, не по поверхностным чувственным категориям, истинам, взглядам, а гораздо глубже, и самый важный пласт тем – это разрешение вопроса, основного вопроса жизни человека – «зачем он пришел на эту землю, куда идет и правильно ли одет?»
Ученик 7: Бардовская песня не пишется на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким-либо стресс-фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, страха, тоски, досады, тревожности, надежды, нежности, раскаяния, ироничности, благодарности многие другие стороны душевного напряжения. Очень много песен было написано про осень. Видимо, то время года, как никакое другое, поднимает человека над житейской суетой, возвышает, окрыляет и направляет на творческое самовыражение.
Ученик 8: Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Недаром сцена Грушинского фестиваля авторской самодеятельной песни сделана в форме гитары. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки. С изобретением электрогитары она стала самым массовым из музыкальных инструментов. Освоить несложный аккомпанемент для пения может фактически каждый…
…Бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.
Песня «Город»Ученик 9: Мне кажется, что нужны не только глубокие, философские, умные, красивые и сложные песни. Нужны также песни легкие, незатейливые, поверхностные, но которые вызывают добрые эмоции, чувства, задевают такие стороны души, как сочувствие, сопереживание. Ведь люди все разные, и то, над чем улыбнется один, вызовет умиленную радость и слезы у другого. Каждому – свое и каждому времени и настроению – своя песня. Поэтому, когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок, хочется сказать, чтобы их оставили в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и всякие песни рождаем мы сами – слушатели. Гораздо сложнее с песнями циничными, пошлыми, но и здесь нужно бороться не столько с песнями и с теми, кто их сочиняет и поет, а заглянуть себе в душу, ведь это мы сами, слушатели, порождаем эти песни, наше невежество и темнота. Ведь если бы все ценили, любили и слушали только хорошие песни, то не было бы и плохих.
Учитель: Закончить наш творческий тематический вечер поможет нам песня «Давайте говорить друг другу комплименты».
Провела учитель МХК: Кузнецова Л.К.